Расширенная гарантия на шины

Глоссарий автомобильных терминов

Глоссарий автомобильных терминов

Ширина шины

Это расстояние между противоположными сторонами боковых профилей шины в накачанном состоянии. Никакие выступы на поверхности в учёт не принимают. 

В типоразмере ширину указывают в первую очередь: 205/55 R16 (205 — значение в миллиметрах).

Чем шире шины, тем увереннее авто ведёт себя при выполнении манёвров. Широкие шины меньше буксуют при старте и меньше нагреваются при езде на скорости, эффективнее тормозят. 

Узкие легче проходят по колее, снижают расход топлива. Они эффективны при движении по лужам, снегу, льду.





Профиль шины

Профиль шины — расстояние от диска до внешней поверхности протектора (если просто — это практически толщина шины). 

Показатель выражается в процентном соотношении к ширине. В типоразмере он стоит на втором месте: 205/55 R16 (55 — профиль) — 55% от ширины.

Расчёт можно сделать так: 205 × 55% = 112,75 мм.

Важно учитывать, что при разной ширине шин с тем же значением высоты в процентах, сама высота будет разной. 

Разберём на примере. При размере 215/55 R16 высота профиля будет: 215 × 55% =  118,25 мм.

Чем ниже профиль, тем «жёстче» шины: лучше управляемость, скорость и чёткость реакций, но хуже амортизация. Модели с таким профилем больше подойдут для водителей, которые предпочитают спортивный стиль езды.

Высокий профиль повышает комфорт: при движении по неровным дорогам шины лучше амортизируют. Поэтому их рекомендуют для спокойного стиля езды. 

При выборе важно учитывать, что:

  • При движении по грязи меньшая ширина и большая высота профиля уменьшают пятно контакта, что улучшает тягу и проходимость.

  • Узкие и высокопрофильные шины при езде по снегу и льду увеличивают давление в пятне контакта, благодаря чему авто легче разгоняется и тормозит. 

Высокопрофильные шины служат дольше, чем низкопрофильные.





Диаметр шины

Посадочный диаметр шины — это расстояние между двумя точками шины, которые соприкасаются с диском и располагаются на противоположных концах через центр. В типоразмере его указывают в дюймах, перед этой цифрой часто стоит буква R: 205/55 R16 (16 — диаметр). 





RunFlat

Благодаря технологии RunFlat транспортное средство продолжает ехать после прокола: шина не сползает с диска и не разбортируется. Она сохраняет свою форму, что позволяет продолжать движение на скорости до 80 км/ч на расстояние около 80 км в зависимости от модели.

Производители используют разные обозначения такой технологии:

  • Bridgestone — RFT;

  • Goodyear — Run On Flat и EMT;

  • Michelin — ZP, EMT;

  • Continental — SSR;

  • Dunlop — DSST;

  • Yokohama — ZPS;

  • Nokian — FRT;

  • Pirelli — Run Flat;

  • BMW — RSC;

  • Hankook — HRS;

  • Kumho — XRP.


Расшифровка обозначений на внедорожных шинах: H/T, M/T, A/T, H/P

Маркировка поможет определить, для каких покрытий и условий эксплуатации предназначены шины:

  • H/T (Highway Terrain) — шоссейные. 

  • M/T (Mud Terrain) — для езды по бездорожью (заболоченным участкам, колее, глине).

  • A/T (All Terrain) — для езды по асфальту и лёгкому бездорожью.

  • H/P (High Performance) — для динамичной езды по асфальтированным покрытиям. 





Off-Road

Off-Road — для езды в сложных условиях: по непроходимым местам, бездорожью. Внедорожные шины отлично справляются с камнями и грязью, песком, преодолевают глубокую колею. Но на асфальте (мокром, обледенелом) у них плохая управляемость, быстрый износ. На протекторе есть крупные шашки для увеличения пятна контакта и глубокие дренажные канавки для быстрого очищения.





Индекс скорости шины

Указывает, какую максимальную скорость может развить шина без повреждений. Обозначают латинскими буквами на боковине шины.

Если маркировки нет, то скорость не должна превышать 110 км/ч.
Стандартные индексы:

  • L — 120 км/ч;

  • M — 130 км/ч;

  • N — 140 км/ч;

  • P — 150 км/ч;

  • Q — 160 км/ч;

  • R — 170 км/ч;

  • S — 180 км/ч;

  • T — 190 км/ч;

  • U — 200 км/ч;

  • H — 210 км/ч;

  • V — 240 км/ч;

  • W — 270 км/ч;

  • Y — 300 км/ч.

Есть и другие обозначения скорости.

В реалиях российских дорог желательно придерживаться 85–90% от указанного значения, чтобы шина не вышла из строя раньше времени.

Подробнее об индексе скорости — здесь.





Индекс нагрузки шины

Показывает, какой вес может выдержать шина при максимально допустимой скорости (согласно индексу скорости) и рекомендованному давлению.

Индекс нагрузки указывают на боковине непосредственно перед индексом скорости.





Диаметр диска

Диаметр (D) измеряют от боковин, на которые ложится шина. 

Диаметр диска можно найти на маркировке шины. Например, при размере 215/55 R16 он равен 16 дюймам. 





PCD

Это диаметр окружности, на которой поместили отверстия для крепления диска. Также его могут называть «расположение крепёжных отверстий», «сверловка», «разболтовка». Измеряют в миллиметрах. Отклонение на 1–2 мм приводит к перекосу элементов крепления.

Пример: PCD 5 × 112, где 5 — число отверстий, 112 — диаметр окружности, на которой они расположены.

 





Вылет диска

Это расстояние между ступицей колеса и центром поперечного сечения диска. Измеряют в миллиметрах. 

Бывает положительным, нулевым или отрицательным. При положительном вылете привалочная плоскость диска находится за центральной плоскостью колеса. При отрицательном — перед ней. При нулевом — центральная и привалочная плоскость совпадают.

Подробнее узнать о влиянии вылета на управляемость можно здесь.





DIA

Это диаметр центрального отверстия диска, который прижимается к ступице. Измеряют в миллиметрах. Он должен быть равен или больше размера ступицы авто. Если больше, то для выравнивания устанавливают центровочные кольца





Типы диска

Есть несколько видов автодисков: штампованные (стальные), литые и кованые. 

  • Штампованные — получают из стального проката методом штамповки. Они прочные, подлежат ремонту. Но выбор дизайнов небольшой, стойкость к коррозии низкая. К тому же у таких дисков большой вес. 

  • Литые — лёгкие, прочные. Есть большой выбор размеров и дизайнов. Позволяют улучшить управляемость и разгон авто, снижают нагрузку на подвеску. Минусы: хрупкость (они не мнутся, а раскалываются), низкая ремонтопригодность. О том, как выбрать литые диски, мы писали здесь.

При изготовлении производители могут использовать технологию Flow Forming. Такие литые диски прочнее, обладают большей ударной стойкостью, лёгкие.

  • Кованые — лёгкие, прочные, пластичные (при ударе мнутся, а не трескаются). Недостаток — ограниченный модельный ряд, более высокая стоимость. Что нужно знать о кованых дисках, мы писали в статье.

Также выпускают составные диски, в которых объединили преимущества других типов. Они прочные, ремонтопригодные, лёгкие. Такие диски собирают из нескольких частей. Например, обод может быть кованым, а диск — литым. Минус — высокая цена. 





Тип крепёжного отверстия диска

Обеспечивает надёжность крепления диска к ступице и правильную центровку.

Есть три типа:

  • Сфера. Используют для крепления штампованных дисков.

  • Конус. Подойдёт для литых и кованых дисков.

  • Пресс-шайба. Применяют для крепления литых дисков.

Тип крепления должен соответствовать форме крепёжных отверстий, иначе может произойти откручивание крепежа во время движения.





Ёмкость аккумулятора

Это запас энергии АКБ, которую устройство накапливает, хранит и отдаёт в процессе своей работы. От этого зависит, как долго аккумулятору не потребуется подзарядка. Единица измерения — ампер-час (А·ч).

На ёмкость АКБ влияет объём, тип, мощность ДВС и условия эксплуатации авто.

Для легкового автомобиля подойдут аккумуляторы с ёмкостью 45–60 А·ч, для внедорожников — 60–78 А·ч, для коммерческого транспорта и легкогрузовых автомобилей — от 77 А·ч.

На автомобили с бензиновым двигателем 1,3–1,9 л и стандартным набором энергопотребителей устанавливают АКБ с ёмкостью 60 А·ч.

Если температурные показатели долгое время держатся ниже −18°С, то лучше подбирать АКБ с большей ёмкостью.





Полярность АКБ

Определяет расположение клемм на крышке АКБ. Неправильный выбор может повлечь короткое замыкание, пожар, сложности подключения.

Чтобы понять, какая у АКБ полярность, нужно повернуть его «лицом» к себе (выводы располагаются с ближней стороны). 

  • Прямая. Плюсовая клемма находится слева, минусовая — справа. 

  • Обратная. Плюс — справа, минус — слева. 

  • Универсальная. Используют для спецтехники, моторных лодок, тягачей. Клеммы в таком случае расположены посредине верхней крышки или по диагонали.





Тип клемм аккумулятора

Определяется их формой и способом подключения. Обеспечивает надёжный электрический заряд и защищает от неправильного подключения АКБ.

  • Конус (Euro) — конические выступы, которые утоплены в крышку батареи. У плюсовой клеммы диаметр — 19,5 мм, у минусовой — 17,9 мм. Наиболее распространены для авто из СНГ и Европы.

  • Конус (JAP) — усечённые конусы без зажимов. В целом, схожи с Euro, но выступают над крышкой батареи. Их диаметр меньше: «плюс» — 12,7 мм, «минус» — 11,1 мм. Используют для азиатских авто, но могут применять и на европейских с регулировкой зажимов.

  • Под болт — выступающие элементы с отверстиями, на которые накручивают болты.

  • Винтовые — штифт с резьбой, на которую надевают контактную пластину. Роль зажима играет колпачок. 





Напряжение АКБ

Напряжение АКБ влияет на его работоспособность, обеспечивает запуск двигателя. 

Например, у заряженного 12-вольтного аккумулятора показатель напряжения около 12,5 В. При падении ниже 10,5 В начинаются необратимые процессы сульфатации, которые разрушают АКБ. Подробнее о том, каким в норме должно быть напряжение аккумулятора, мы писали здесь.






Типоразмер АКБ

Определяет размер АКБ (ширина, высота, длина), тип креплений, расположение клемм в зависимости от стандартов.

Чаще всего используют:

  • DIN — немецкий стандарт. В маркировке 5 цифр. Первые три обозначают ёмкость. Для АКБ в 6 вольт маркировка 001–499, которая показывает номинальную ёмкость. Для 12-вольтных АКБ от 501 до 799, но для её определения надо отнять 500. Две последние — тип крепежа, габариты, позиции клемм и прочее. Пусковой ток явно не указывают. 

  • JIS — азиатский стандарт. Первое число — ёмкость, следующая за ним буква — зашифрованная высота и площадь (от A до H). Следующая цифра — длина, последняя буква — полярность (R — прямая, L — обратная).





Пусковой ток

Это величина потенциала, который проходит через стартер в момент запуска двигателя внутреннего сгорания. Номинально пусковой ток должен быть равен мощности АКБ, которую он способен выдавать при –18°С.

Ещё одно название пускового тока — это ток холодной прокрутки, что определяет суть термина. По сути, это количество энергии, которую может выдать АКБ для запуска холодного двигателя.

При выборе пускового тока руководствуются рекомендациями производителя. Подробнее о пусковом токе мы писали здесь.



Тип применяемости масла

Масла делят на несколько категорий. 

  • Промывочное. Для ухода за двигателем. Его используют при замене моторного масла для промывки системы. Рекомендуют к использованию при переходе на продукцию другого производителя, изменении вязкости.

  • Моторное. Обеспечивает смазку деталей двигателей, чтобы снизить трение и износ элементов, отводит тепло, препятствует образованию коррозии, удаляет продукты сгорания. Характеристики каждого масла зависят от присадок: в составы добавляют моющие, антикоррозийные, антиокислительные, полимерные (влияют на вязкость) и другие.

  • Трансмиссионные. Применяют в коробках передач, редукторах. Используют прежде всего для предотвращения износа узлов, защиты от коррозии и образования отложений, для температурного баланса. 

Для смазки, консервации, охлаждения и других задач используют индустриальные масла. К ним относят закалочные, вилочные, гидравлические и другие.



Вязкость масла

Вязкость — параметр, который определяет густоту масла. Чем она выше, тем лучше сохраняется защитная плёнка на деталях. Напрямую зависит от температуры (как рабочей, так и окружающей среды).

Для классификации моторных масел по вязкости существует несколько мировых стандартов: SAE и API.



Основа масла

Любое моторное масло состоит из базового и присадок, которые улучшают его свойства. Основа может быть:

  • Минеральной. Отличается тягучестью, при этом на холоде быстро загустевает, а при высоких температурах становится слишком жидкой. Недорогое, но требует частой замены.

  • Синтетической. Отличается большим сроком эксплуатации. Характеризуются стабильной вязкостью, повышенными моющими свойствами, сохраняет свойства после перегрева двигателя. Однако такое масло стоит дорого.

  • Полусинтетической. Промежуточный вариант. По сравнению с синтетическим маслом у полусинтетического меньший ресурс, оно менее устойчиво к химическим и термическим воздействиям, менее текучее. За счёт вхождения в состав минеральной основы густеет при низких температурах сильнее синтетического. Стоит дешевле синтетического, но служит дольше, чем минеральное масло.

Есть особая категория масел с НС-синтетической и ПАО-синтетической основой.

НС-синтетическую основу изготавливают по гидрокрекинговой технологии, при которой нефть очищают за счёт ряда химических процессов. По этой причине молекулярная структура такого масла полностью отличается от минерального. У гидрокрекингового масла высокая вязкость, хорошие высокотемпературные и антиокислительные характеристики. Использовать его можно круглый год. В процессе эксплуатации уступает по некоторым параметрам синтетическому, но стоит дешевле.

Масла с ПАО-основой относятся к полностью синтетическим. Они зарекомендовали себя в широком температурном диапазоне, хорошо сохраняют текучесть на холоде, отличаются высокой стойкостью к окислению, высокими антифрикционными свойствами, низким расходом. К недостаткам можно отнести более высокую стоимость, взаимодействие с полимерными уплотнителями (возможно разбухание), слабую стабильность масляной плёнки. 

Выбор зависит от рекомендаций автопроизводителя.



Классификация ACEA

Европейская классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам. Согласно ей, масла делят на классы в зависимости от типа ДВС:

  • A — бензиновые;

  • B — лёгкие дизельные;

  • E — тяжело нагруженные дизельные.

Каждый класс разделяют на категории, отталкиваясь от уровня эксплуатационных свойств:

  • Для бензиновых и дизельных ДВС — А3/В3, А3/В4, А5/В5.

  • Для бензиновых и дизельных ДВС с каталитическими системами доочистки — C1, C2, C3, C4, C5.

  • Для тяжело нагруженных дизельных ДВС — E4, E6, E7, E9.



Классификация API

По этой классификации масла делят на категории согласно их эксплуатационным свойствам. 

Выделяют такие категории:

  • S (Service) — для бензиновых ДВС.

  • C (Commercial) — для дизельных ДВС.

  • EC (Energy Conserving). Это ряд масел с энергосберегающими свойствами. Они характеризуются малой вязкостью и уменьшают расход бензина.

Их указывают на первом месте. Следующие за ними буквы обозначают качество масла, а цифра — для каких двигателей («2» — для двухтактных, «4» — для четырёхтактных).

Категории масел для дизельных двигателей, действующие сегодня:

  • CH-4. Для быстроходных четырёхтактных ДВС. У таких масел отличные противоизносные свойства, антиокислительная стабильность. В составе есть присадки, которые снижают образование нагара. Данные масла разрабатывают с соблюдением требований к уровню токсичности отработавших газов.

  • CI-4. Часто применяют в двигателях с системой рециркуляции газов. Масла устойчивые к перепадам температуры, стойкие к окислению. У них улучшенные противоизносные и антикоррозионные показатели.

  • CI-4 PLUS. От CI-4 отличаются более высокими требованиями к образованию различных отложений, сажи, вязкостно-температурными показателями.

  • CJ-4. Для быстроходных ДВС с системами очистки отработавших газов. Для этих масел существуют лимиты: зольность — менее 1%, сера — 0,4%, фосфор — 0,12%. 

  • CK-4. Рекомендуют для высокоскоростных четырёхтактных ДВС с системами обработки выхлопных газов, которые начали выпускать с 2017 года. Масла стойкие к окислению, у них стабильная вязкость.

Категории от CA до CG-4 сегодня считают устаревшими.

Категории масел для бензиновых двигателей (действующие сегодня):

  • SH. Условно действующая категория. Применяют в ДВС конца XX века (от 1996 года и старше).

  • SJ. Заменяют масла более ранних категорий. У них небольшие потери на испарение, хорошие эксплуатационные качества.

  • SL. Используют для авто 2001–2004 гг. Эта категория масел снижает вероятность появления отложений при высоких температурах, отличается стабильностью энергосберегающих свойств, невысоким расходом, удлинённым интервалом замены.

  • SM. Рекомендуют для высоконагруженных ДВС. Обладают увеличенной стойкостью к окислению, хорошими низкотемпературными характеристиками, эффективно препятствуют износу, появлению отложений.

  • SN. Для авто, которые выпустили после 2010 года, в том числе спорткаров, микроавтобусов. Можно использовать на моторах, которые работают на биотопливе. Помогают снизить расход горючего.

  • SN PLUS. Эта категория схожа с SN. Основное отличие — предупреждение неконтролируемого сгорания топлива (LSPI). 

  • SP (ввели в 2020 году). Отвечают потребностям современных ДВС. Такие масла совместимы с системами нейтрализации вредных выбросов. Препятствуют LSPI, защищают от износа, коррозии, отложений (в том числе при высокой температуре). Масла этой категории также экономят расход бензина. 

Дробная запись в маркировке означает, что масло можно применять и в бензиновых, и дизельных моторах. При этом масла поздних категорий можно заливать в «старые» ДВС, наоборот — нет. 

Важно! Если на этикетке нет маркировки, значит у продукта нет сертификата API или его класс качества устарел.

Классификация SAE

Согласно этой классификации, масла делят на классы в зависимости от их вязкостно-температурных характеристик. 

Классы вязкости моторных масел по SAE J300:2013

Классификация ILSAC

Классификация определяет стандарты качества масел, их параметры и соответствие существующим нормам. Её применяют только для бензиновых ДВС.

  • GF-2 — соответствует API SJ. Такие масла способствуют уменьшению расхода бензина, совместимы с устройствами нейтрализации отработавших газов. 

  • GF-3 — соответствует API SL. Энергосберегающие. Отличаются невысокой испаряемостью, хорошими противоизносными и антиокислительными качествами.

  • GF-4 — соответствует API SM. В сравнении с GF-3 отличаются невысокой склонностью к образованию отложений, хорошей стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами. Также относят к энергосберегающим.

  • GF-5 — соответствует API SN. Отличаются улучшенными показателями экономии горючего, усиленными противоизносными и моющими свойствами. Испаряемость невысокая. Снижают количество нагара в двигателе и осадка в турбине.

  • GF-6A — соответствует API SP. Применяют для защиты от LSPI. Отличаются улучшенной защитой контроля выбросов, препятствуют появлению отложений, способствуют экономии бензина.

  • GF-6B — аналогично GF-6A. Относится только к маслам с классом вязкости по SAE 0W–16.



Тип лампочек

Все виды автомобильных ламп делят на четыре группы: 

  • Галогеновые. Применяют для ближнего или дальнего света, подходят для противотуманных фар, дополнительного освещения. Состоят из цоколя и колбы, которая заполнена парами галогена. Внутри колбы расположена нить накаливания. При нагревании она провоцирует свечение паров. 

  • Ксеноновые. Используют в головной оптике. Электроды размещают в специальной колбе. Она заполнена газовой смесью под высоким давлением на основе ксенона. У ксеноновой лампы часто две колбы: внутренняя и внешняя. Во внутренней и находится газовая смесь. В разы ярче галогеновых. Для их работы понадобится специальный высоковольтный блок.

  • Светодиодные. Экологически чистый тип автоламп. Не боятся ударов, вибраций, перепадов температур. Их используют для головного и дополнительного освещения. Свечение близко к дневному — белого цвета. Состоят из корпуса, внутри которого размещают светодиоды, и цоколя для установки лампы в патрон.

  • Лампы накаливания. Применяют только для дополнительного освещения (подсветки салона, номера, указателей поворота и т. д.). Состоят из колбы, цоколя и нити накаливания.

Важно учесть, что лампы подбирают в соответствии с маркировкой, типом фары.



Тип цоколя лампы

Маркировку производят по стандарту ECE, который обозначает технические параметры лампы. Фактически цоколь и патрон определяют, как её устанавливать, чтобы обеспечить заданное направление светового потока.

Что означает маркировка:

  • Т — миниатюрная цокольная лампа.

  • R — лампа с 15-миллиметровым цоколем и колбой диаметром не более 19 мм. R2 — диаметр колбы порядка 40 мм. 

  • P — с 15-миллиметровым цоколем и колбой диаметром до 26,5 мм. 

  • W — лампа со стеклянным цоколем. 

W после числа обозначает мощность лампы. Если после числа W нет, это номер модели.

  • H — галогенная лампа. HB — галогенная, соответствует американскому стандарту (у неё определённая форма цоколя).

Если в маркировке есть буква Y, то это означает, что у колбы жёлтый цвет (у некоторых производителей — оранжевый).





    Цвет свечения

    Автолампы обеспечивают различный уровень цветовой температуры, поэтому каждый автовладелец может выбрать лампы с подходящим цветом. На шкале цветовой температура цвета обозначаются по возрастанию, где 1800 К - тёплый белый цвет, а 6600 и выше - холодный голубой и фиолетовый.





    Температура автолампы

    Под температурой автолампы обычно подразумевают спектр её излучения. Он может быть тёплым или холодным (жёлтым, белым, голубым).

    Цветовую температуру измеряют в кельвинах (К). Понять, как будет светить лампа, можно по этому показателю. 4200 K соответствует белому, 3800 К — светлому кукурузному, 3000 К — горчичному и т. д.: чем меньше число, тем «желтее». При показателе выше 4200 К свечение будет становиться всё более насыщенным голубым: 6000 К — бледно-васильковый, 6500 К — небесно-голубой.

    Часто водители выбирают белый цвет, так как считают, что он лучше смотрится в современной оптике. Однако важно учитывать, что «холодный» свет напрягает глаза при ночной езде, а в тумане «не пробивает» завесу. Поэтому противотуманные лампы — жёлтые.





    Световой поток

    Это количество света, которое излучает лампа. Измеряют в люменах (Лм).





    Область применения мотошин

    Мотошины проектируют с учётом покрытия, по которому будет ездить мотоцикл. Принимают во внимание тип дороги, скоростной режим, температурные показатели. Основные виды мотошин:

    • Трековые. Это гладкие шины без рисунка (слики). Они обеспечивают максимальное сцепление и высокую температуру разогрева. Подходят только для тренировок на треке преимущественно в сухую погоду. Отличаются коротким сроком эксплуатации.

    • Спортивные. Предназначены для тренировок на треке с возможностью езды по дорогам общего пользования. У них небольшое количество дренажных дорожек: ездить в дождь можно, но аккуратно, так как манёвренность низкая.

    • Туристические. Отличаются повышенной выносливостью, рассчитаны на большой вес. Выдерживают маршруты любой сложности, но динамика в сравнении со спортивными мотошинами низкая.

    • Универсальные. Предназначены для езды по асфальту и бездорожью. Шины показывают хороший зацеп, прочность и устойчивость к нагрузкам.

    • Внедорожные. Это шины для мотокросса, эндуро. Рассчитаны на преодоление бездорожья. Модели отличаются прочностью, устойчивостью, хорошим зацепом за грунт, песок. При этом резина эластичная и мягкая.





    Индекс скорости

    Индекс скорости - показатель максимально допустимой скорости для конкретной шины. При превышении данного значения показатели износа увеличиваются, и срок службы шины сокращается.
    Производители шин рекомендуют снизить максимальный показатель на 10%, чтобы шина не вышла из строя досрочно. Индекс скорости обозначается латинскими буквами на боковине шины.





    Норма слойности

    Норма слойности — условное обозначение прочности каркаса шины. У грузовых и шин для спецтехники её маркируют латинскими буквами PR или русскими HC. Показатель влияет на прочность, управляемость, износостойкость и комфорт.


    Жёсткость мотошины

    Влияет на скорость прогрева, износ и качество сцепления с дорогой.

    Индекс жёсткости:

    • K0-supersoft — самая мягкая;

    • K1-soft — мягкая;

    • K2-medium — средняя.

    Чем мягче шина, тем лучше она цепляется за дорогу, но быстрее стирается.





    Поверхность

    Рисунок протектора мотошин напрямую зависит от условий эксплуатации. Шины, используемые на дорогах с твёрдым асфальтированным покрытием, отличаются от шин для бездорожья, и это нужно учитывать при выборе.
    Слики - мотошины с ровным гладким протектором, которые используют исключительно для гонок. Для передвижения по рыхлой почве или песчаной поверхности применяют шины с многочисленными выступами. На триальные байки устанавливают шины с более мелкими шашками, чтобы можно передвигаться по дорогам с разным типом покрытия.





    Конструкция мотошины

    Мотошина может относиться к одному из типов: TT или TL. TT — аббревиатура словосочетания Tube Type (шина с камерой). TL — сокращение от Tubeless (бескамерная).

    Также есть универсальные мотошины. Их можно устанавливать с пневматической камерой или без неё. Обозначают как TT/TL.



    Ось применения мотошин

    В маркировке мотошин обозначение оси применения стоит на последнем месте, после всех прочих. Rear Wheel или R — шина для задней оси, Front Wheel или F — шина для передней оси. Существуют и универсальные шины для обеих осей.